Консультации экспертов по вопросам защиты бизнеса

Наши сайты Линия консультаций +7 (495) 748-02-22
7000@7000.ru

Кадровые активы

Кадровые активы

Организация удаленной работы сотрудников

 

С развитием облачных технологий и различных средств связи, квалифицированные сотрудники всё чаще выбирают удаленную работу. Работник экономит время и средства на проезд к месту работы, может ездить в командировки и выполнять свои обязанности из любой точки земного шара. Однако большинство работодателей не готовы предоставить сотрудникам такую возможность. Разберемся, кому можно предложить работать удаленно, как на этом можно сэкономить и как продолжать контролировать такого работника.

 

Основные проблемы

Чаще всего останавливает работодателя убежденность в том, что удаленный сотрудник не будет работать. Ведь даже часть рабочего времени в офисах уходит на социальные сети, онлайн игры, раскладывание пасьянса или просиживание в чатах. Контролировать офисного работника, казалось бы, легко – существуют системы учета, визуальное наблюдение, интернет-фильтры и прочие средства. Но, как показывает практика, сотрудники всё равно найдут, чем заняться, если не хотят работать.

Нужно понять, что свободный график и возможность удаленной работы – это отличный мотиватор. Чтобы контролировать сотрудника в этом случае нужно сосредоточиться на результатах его деятельности. Четкая постановка задач и планирование работ позволяет не переживать о том, чем работник занимается, если он не справляется с правильно распланированными и поставленными задачами – это повод к пересмотру трудового контракта, вне зависимости от того, в офисе работник или дома. Ну а когда человек выполняет все свои обязанности – не все ли равно, сколько у него остается свободного времени?

Кроме того, работодатели переживают по поводу затруднения коммуникаций – не получится собрать сотрудников на совещание или подойти к столу и переговорить лично. Однако в реальности ситуация обратная – обсуждения с использованием современных коммуникаций может быть не менее эффективно, чем обычные собрания.

Можно вести несколько бесед одновременно, в приватных сообщениях параллельно обсудить детали того, что озвучили в общем разговоре, легко продемонстрировать графические материалы, снимки экранов или прототипы интерфейсов и так далее. Но исключать живое общение целиком всё же не стоит: многие компании устраивают классические совещания через определенные промежутки времени, например, ежемесячно.

Все удаленные сотрудники в это время приезжают в офис и обсуждают рабочие вопросы классическим способом. Возможны также варианты, когда специалист работает пару дней в неделю в офисе, а остальное время – удаленно. Это особенно актуально для сотрудников, чья работа связана с переговорами, встречами с заказчиками и тому подобное.

Еще один острый вопрос – будет ли работа сдана в срок? Для того чтобы огородить себя от неприятных неожиданностей, следует весь объем работ разделить на этапы и частные задачи, принимая их «порциями», по мере выполнения.

 

Кто может работать вне офиса?

Стоит отметить, что удаленная работа подходит далеко не для всех сфер деятельности и профессий. «Отправить домой» с легкостью можно таких сотрудников, как, например, программисты, журналисты, верстальщики, диспетчеры call-центра. Смешанный график с присутствием в офисе несколько дней в неделю подойдет для дизайнеров, менеджеров, экономистов.

Для работников, занятых в сфере обслуживания приходящих посетителей, также как и для персонала, от которого требуется оперативная реакция и личное присутствие, по понятным причинам, возможность удаленной работы закрыта.

Решая, стоит ли предложить сотруднику удаленную работу или разрешить такой вариант по его просьбе, оцените, какие обязанности он исполняет и не критично ли для его эффективности нахождение в офисе. Кроме того, разрешать удаленную работу можно только тогда, когда для этого будет готова инфраструктура и менеджеры.

 

Что нужно для удаленной работы?

Первым вопросом при подготовке к переходу на удаленную работу является создание технической инфраструктуры. Необходимо обеспечить рабочую сеть высокоскоростным доступом в Интернет, установить системы защищенного удаленного доступа к локальной сети организации, управления проектами и задачами, внутрикорпоративной связи. Также не стоит забывать о том, что удаленным сотрудникам необходимо иметь стабильный доступ в сеть.

Проблема обеспечения работников компьютерами и прочей техникой обычно решается индивидуально: в некоторых компаниях централизованно закупается все необходимое и выдается сотрудникам во временное пользование, где-то принято оплачивать половину стоимости выбранного «железа» с передачей техники в полное владение пользователю, а некоторые организации полностью оставляют эту проблему на его плечах.

Второй вопрос – готовность руководителей к взаимодействию с сотрудниками, находящимися на «удаленке». Далеко не все менеджеры способны быстро привыкнуть к работе с современными средствами коммуникации, четко поставить задачи и проконтролировать их выполнение, а некоторые вообще не поддерживают идею удаленной работы своих подчиненных. Возможно, в каких-то случаях имеет смысл перевести работника в другой отдел или переубедить его руководителя.

 

Это выгодно

Зачем же вообще работодателю удаленные сотрудники? Практика показывает, что «роспуск» людей из офисов помогает сильно снизить расходы на техническое обеспечение, а также серьезно повысить их мотивацию и продуктивность.

В чем же экономия? Во-первых, такой работник, не нуждается в рабочем месте, что сокращает расходы на аренду, электроэнергию, коммунальные платежи и оборудование.

Во-вторых, когда сотрудник мотивирован на результат, руководителю можно не контролировать его отпуска и больничные – человек сам понимает, что его вознаграждение будет зависеть от того, что он сделал, поэтому будет стараться сдать все дела в срок перед отпуском и не использовать любое недомогание в качестве повода не работать.

На чем еще можно сэкономить? На составляющих социального пакета – оплате проезда, питания и спорта, можно сократить число мероприятий, которые специалисты по кадрам называют «поднимающими командный дух», ведь конфликты между сотрудниками, не пересекающимися ежедневно, происходят реже и «командный дух» не требует дополнительной поддержки.

Поэтому удаленное размещение работников скорее скажется на бюджете положительно, нежели принесет непредвиденные расходы.

 

Мотивация и демотивация

С одной стороны, удаленный работник получает дополнительную мотивацию – он может свободно перемещаться, находится в привычной для себя обстановке, полноценно готовить себе пищу, экономить время на перемещении и так далее. Казалось бы, сотрудник полностью мотивирован, но противоположная сторона не менее сильна – человек слишком расслабляется, плохо сосредотачивается на работе и отвлекается на домашние дела, особенно, если он живет не один – в доме есть супруг или супруга, дети, родители.

Чтобы решить этот вопрос, стоит дать сотруднику попробовать поработать удаленно и через заранее определенный период времени провести совместную оценку результатов работы, чтобы понять, насколько это устраивает человека, насколько изменилась его продуктивность, подходит ли ему такая работа.

Существует и еще один аспект, который обычно не рассматривают в контексте рассуждений об «удаленке» - лояльность. Не секрет, что работник, которому нравится офис и коллектив, с меньшей долей вероятности будет задумываться о смене работы, даже если будут варианты с более высокой зарплатой. Удаленный сотрудник становится менее лояльным, он не привязан к компании и с легкостью заменит одного работодателя на другого. Этот момент следует учитывать и адаптировать работу отдела кадров и мотивационную политику, в случае перехода на удаленную работу сотрудников.

 

Удаленная работа — это хорошо или плохо?

На этот вопрос каждый должен найти ответ сам. Как со стороны работодателя, так и со стороны работника, существует большой набор плюсов и минусов, основные из которых мы озвучили выше.

Кроме того, не была затронута тема «фриланса» - независимых удаленных работников, готовых выполнять разовые или частично-постоянные заказы, не нанимаясь при этом в штат фирмы.

В любом случае, не стоит менять установившийся режим работы, если он оправдывает себя, и всех устраивает. Если же сотрудники стали все чаще спрашивать о возможности работать удаленно, вам требуется сократить расходы на обеспечение или пришла пора повысить продуктивностьваших специалистов, задумайтесь о переходе на удаленную работу.




Комментарии


Комментарии отсутсвуют

Оставить комментарий

Комментарий будет опубликован после модерации.




CAPTCHA

Нажимая кнопку, я принимаю условия Оферты по использованию сайта и согласен с Политикой конфиденциальности